После загрузки на экране появится главное окно.
Верхнею часть окна занимает меню и панель инструментов. В левой части окна находятся Object TreeView и Object Inspector. В центре находится форма разрабатываемого приложения и форма для внесения кода.
Object TreeView – служит для отображения всех объектов расположенных на текущей форме разрабатываемого проекта.
Object Inspector – служит для отображения и редактирование свойств компонентов расположенных на форме разрабатываемого приложения.
Теперь введем понятия «проект». Проект – это совокупность файлов, которые используются средой разработки для итоговой генерации программы. Когда мы будем создавать с вами первый проект, то познакомимся со всеми составляющими проекта и его структурой.
Теперь рассмотрим состав главного меню. Оно позволяет вызывать все инструменты, необходимые для работы с проектом. Рассмотрим назначение раздела меню и связанные с ними функции:
File – содержит набор команд для работы с файлами, позволяет создавать новые проекты, добавлять новые файлы в проект на основе различных шаблонов, переименовывать файлы проекта, а также распечатывать их. Сюда же включена команда закрытия среды разработки;
Edit – здесь, в соответствии с названием, расположены команды, предназначенные для редактирования текста, удаления и перемещения его в буфер обмена, вставки текста из буфера и отмены операций редактировании. Стоит отметить, что все эти команды работают не только с текстом, но и с компонентами в конструкторе форм – элементами управления, из которых «собирается» интерфейс приложения. Кроме того, здесь же сосредоточены команды управления положением компонентов на поверхности формы, а также фиксации компонентов – функции, позволяющей заблокировать компоненты, что бы в последствии его случайно не изменить;
Search – содержит набор команд для работы с текстом, его поиска и замены, причем и то и другое может производится как в одном файле, так и во всех файлах проекта, либо в любом каталоге и его подкаталогах;
View – под этим названием объединены команды вызова инструмента управления проектом, такие как инспектор объектов, конструктор форм, менеджер проектов и т.д.;
Project – предназначен для того чтобы добавлять и удалять модули проекта, сохранять проект в репозитории, добавлять проекты в группу и убирать их из неё, компилировать как отдельные проекты, так и все проекты в группе, загружать файл самого проекта в редактор кода, а также вызывать диалог настройки свойств проекта;
Run – позволяет запускать проект на выполнение как под отладчиком, так и без него, конфигурировать строку параметров проекта при запуске, производить отладку, задать точки останова, осуществлять пошаговое выполнение кода, просматривать значения переменных и изменять их;
Component – здесь сосредоточены команды, предназначенные для установки новых компонентов и пакетов компонентов и создания новых компонентов и шаблонов компонентов;
Database – здесь сосредоточены команды управления базами дынных;
Tools – позволяет настраивать свойства рабочей среды
Window – позволяет переключаться между окнами, если вы отроете какой – либо модуль для редактирования в новом окне;
Help – объединяет команды вызова справочной системы
Теперь рассмотрим панель инструментов. Вы можете настроить панель инструментов таким образом, что бы вам было удобно работать. Для этого нужно вызвать диалоговое окно по ссылке View-Toolbars-Customize. На закладке Toolbars вы можете выбрать те группы кнопок, которые желаете видеть на панели инструментов. Вам следует снять флажок слева от имени группы, чтобы скрыть её, и поставить – чтобы показать. Закладка Commands, позволяет указать, какие кнопки нужно показать в группе. Настройка выполняется следующим образом. Если вы хотите добавить кнопку на панель инструментов, то нажмите и удерживайте левую кнопку мыши на названии этой кнопки в списке Commands, перетащите её на панель инструментов и там отпустите кнопку мыши. Если вы хотите скрыть какую-либо кнопку, то подобным образом перетащите её в обратном направлении с панели инструментов на окно диалога настройки. В дополнение к этому на закладке Options данного окна вы можете установить показывать или нет подсказки при перемещении курсора мыши над кнопками панели инструментов (флажок Show tooltips) и включить или нет в подсказку комбинации «быстрых» клавиш для вызова команды, запускаемой щелчком по кнопке (флажок Show shortcut keys on tooltips).
Ниже будут перечислены и описаны некоторые палитры компонентов:
Standard. Большинство компонентов на этой странице являются аналогами экранных элементов самой Windows. Меню, кнопки, полосы прокрутки — здесь есть все. Но компоненты Delphi обладают также некоторыми удобными дополнительными встроенными возможностям.
Additional. Эта страница содержит более развитые компоненты. Данная страница также содержит компоненты, главное назначение которых — отображение графической информации. Компонент Image загружает и отображает растровые изображения, а компонент Shape, украсит ваши формы окружностями, квадратами и т.д.
System. Страница System содержит компоненты, обрабатывающие обмен высокого уровня между программами посредством OLE (Object Linking and Embedding). А компонент Timer может генерировать события через определенные, заранее установленные промежутки времени.
Win32. Эта страница содержит компоненты, позволяющие созданным с помощью Delphi программам использовать такие нововведения в пользовательском интерфейсе 32-разрядной Windows, как просмотр древовидных структур, просмотр списков, панель состояния, присутствующая в интерфейсе программы Windows Explorer (Проводник), расширенный текстовый редактор и др.
Dialogs. Windows ввела в употребление стандартные диалоговые окна для операций над файлами, выбора шрифтов, цветов и т.д. Однако для использования их в обычной программе Windows может потребоваться написать немало вспомогательного кода. Страница, Dialogs предоставляет программам Delphi простой доступ к этим стандартным диалоговым окнам.
Data Access и Data Controls. Delphi использует механизм баз данных компании Borland (Borland Database Engine, BDE) для организации доступа к файлам баз данных различных форматов. Компоненты этих двух страниц облегчают программам Delphi использование сервиса баз данных, предоставляемого BDE, например многопользовательского считывания, записи, индексации и выдачи запросов для таблиц dBASE и Paradox. С использованием этих компонентов создание программы просмотра и редактирования базы данных почти не требует программирования.
Win 3.1. На этой странице, как в сибирской ссылке, находятся компоненты Delphi 1.0, возможности которых перекрываются аналогичными компонентами Windows XP.
Internet. Эта страница предоставляет компоненты для разработки приложений, позволяющих создавать HTML-файлы непосредственно из файлов баз данных и других типов, взаимодействующих с другими приложениями для Internet. Delphi дает вам возможность создавать приложения для Web-сервера в виде DLL-файлов : (Dynamic Link Library — Динамически компонуемая библиотека), способных содержать невизуальные компоненты. С помощью компонентов страницы Internet довольно просто создавать обработчики событий для обращения к определенному URL (Uniform Resource Locator — Унифицированный локатор ресурса), представлению документов в HTML-формате и пересылки их клиент-программе.
Samples. Эта отличающаяся полнотой страница содержит компоненты, которые не встроены в Delphi, но демонстрируют мощь системы компонентов. Для этих компонентов нет встроенной интерактивной справки. Все же они не менее полезны, чем компоненты с других страниц.
ActiveX. Эта страница содержит компоненты ActiveX, разработанные независимыми производителями программного обеспечения: сетка, диаграмма, средство проверки правописания.
QReport. Эта страница предоставляет компоненты баз данных. Здесь содержатся особые версии надписей, полей, примечаний и других элементов управления.
Теперь перейдем к рассмотрению конструктора форм. Он занимает центральную часть окна. Там же расположено исходный код программы, а точнее окно содержащие его. Несмотря на то, что вы еще не написали ни единой строчки текста программы, это окно уже содержит код необходимый для отображения окна программы. Запомните, что при создании проекта у вас уже автоматически готова основа программы.
Теперь перейдем к инспектору объектов (Object Inspector). Он имеет две вкладки Properties (Свойства) и Events (События). Первая вкладка предназначена для редактирования свойств объектов. Объект может обладать различными свойствами, и эти свойства могут объединяться в группы. Вторая вкладка используется для описания событий, на которые будет реагировать выделенный объект.